Путь к здоровью и счастью - Мысль лечит

загрузка...

Первой реакцией образованного читателя может быть недоумение. Наше здоровье принято рассматривать в связи с влиянием окружающей среды (инфекция, воздействие стихий, социального окружения) или, в крайнем случае, в связи с эмоциями и чувствами, но не в связи с мыслью - ведь она лишь отражение действительности в сознании человека. При чём тут здоровье?

Многие из нас, стремясь избавиться от недугов, выбирают верный путь. Они начинают не только бегать по утрам, заниматься гимнастикой, ходить в сауну, соблюдать диету, но и заниматься психической саморегуляцией, приобретая бесценную способность всегда быть спокойным или, по крайней мере, быстро успокаиваться после "бури" самых страшных, так называемых психосоматических заболеваний и "болезни века" - эмоционального стресса.

Но мало кто задумывается над тем, что наши раздражители эмоции находятся в прямой зависимости от... нашего мышления. Мышление подчиняется нам, а эмоции - нет, они, скорее наоборот, - владеют нами. Так не лучше ли овладеть своими ретивыми, не слышащими голоса разума эмоциями посредством изменения манеры своего мышления?

Но действительно ли эмоциональный стресс подрывает здоровье? Так ли уж стоит с ним бороться? В какой степени гнев, ярость, страх, тревога или любая другая страсть могут быть разрушителями здоровья? Обиженный и оскорблённый человек с момента, когда им овладевает гнев, уже не чувствует обиды, его желания сводятся к реализации гнева: к нападению и причинению ущерба обидчику. Если оскорбление закончится хорошей трёпкой, кровопролитием, существенного ущерба здоровью уже не будет, так как все эндокринные, иммунные реакции на гнев (выделение адреналина, мобилизация иммунной системы, повышение свёртываемости крови) и продукты этих реакций пойдут в дело и будут реализованы в активности функциональных систем, которые вовлечены в драку.

А что, если гнев и ярость налицо, а драки нет? Все вызванные, но неиспользованные продукты готовности к борьбе резко изменят гомеостаз организма, для которого они превратятся в яд, и теперь должен включиться другой механизм - механизм нейтрализации... Например, начинает выбрасываться инсулин, чтобы нейтрализовать избыток сахара, блокируется выработка кровяных телец, снижается свёртываемость крови, чтобы где-то в организме не произошло закупорки сосудов и т. д. Аналогично ведёт себя организм и в момент испуга. Наилучшая биологическая защита от страха - бегство, при котором полностью и с пользой находят применение появившиеся в крови гормоны. Однако, если бегство невозможно, последствия страха разрушительны для нас.

Итак, эмоции разрушают организм, если под влиянием самосознания и социальных установок человек не последует своему естеству. Ну а если он будет ему следовать, тогда опять - стресс. Солдат, убежавший с поля боя, подлежит суду военного трибунала. Что следует за дракой, всем известно. Агрессия часто приводит к возмездию, превосходящему муки гнева. Возникает порочный круг, пребывание в котором накладно для нашего здоровья.

И человек научился скрепя сердце сдерживать вспышки гнева и скрывать страх - таково требование правил человеческого общежития. Однако, научившись сдерживать эмоции, не выражать их внешне, мы за всю свою культурную эволюцию так и не научились устранять последствия вредных эмоций.

Не помогает и навык умственного моделирования спасительных ситуаций. В гневе можно представить, что сделали бы мы с обидчиком: вступили бы с ним в кулачный диалог и победили его в воображении. Это даст какое-то удовлетворение, но не решит главной проблемы: кровь всё равно наполняется гормонами гнева... Более того, такого рода умственная активность приводит к пагубной привычке решать свои проблемы лишь в мыслях, отчего сами проблемы, как водится, не исчезают.

Положение человека усугубляется ещё и тем, что в отличие от животных, которые реагируют лишь на реальные, а не на воображаемые раздражители, он становится игрушкой в "руках" своего мышления. Человек обижается или переживает в момент, когда его никто не обижает, лишь только потому, что в прошлом его оскорбили. Мышление позволяет обобщать опыт, предвидеть, проигрывать в уме сложные ситуации и эффективно их разрешать. Но в данном случае сила мышления оказывается силой со знаком минус. Вместо того чтобы спокойно заснуть, человек вспоминает оскорбление, имевшее место год назад, и тело наполняется ядами гнева и агрессии со всеми вытекающими последствиями... Величайший дар - разум, позволяющий управлять силами природы, оказывает медвежью услугу. Днём, когда человек занят делами и включен в общение, он не помнит о своей беде, зато перед сном включается внутренний диалог и... прощай сон. Через полчаса уже принимается снотворное, которое не помогает... Да и может ли снотворное нейтрализовать вещества агрессии, которые обжигают внутри?

Диалог с оскорбителем при новых и новых переживаниях придаёт зловещему образу обидчика ещё большую реальность и эмоциональную насыщенность. Наступает момент, когда "обидчик", его эмоциональный заряд, начинает превосходить в уме все другие образы и ситуации. В результате привычки давать волю воображению возникает навязчивый образ, который по любому поводу появляется и насыщает кровь ядом. Внешне можно производить впечатление весьма респектабельного и далее спокойного человека, но кто знает, как долго сможет сердце, печень, поджелудочная железа выдержать эмоциональные встряски?

Как вода точит камень, так и мышление долбит психику и физическое здоровье. Панкреатит, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз, инфаркт сердечной мышцы, лёгочная эмболия... Список бед, что ждут "за поворотом", можно продолжить. А сколько ещё всего терзает нас по ночам: ревность, зависть, тщеславие, страх неудачи, ущемленное достоинство, стыд, ощущение крушения надежд, реальных или иллюзорных... Оттого, что крушится иллюзорная, а не реальная надежда, нашему организму не легче.

Теперь ясно, что не эмоции являются источниками болезни, как это часто думают, а мышление, точнее, его стиль, привычки.

Парадокс человеческого мышления состоит в том, что могущественные созидательные свойства мысли, выходя из-под контроля, становятся не менее могущественными источниками саморазрушения. Например, такое свойство мысли, как предвидение, основанное на знании законов и свойств вещей, заставляет нас воспроизводить в уме то, чего нет в настоящее время и не обязательно будет. Но было бы неверным думать, что, уничтожив потребность в предвидении, мы устраним корни эмоционального стресса.

Другое "опасное" качество мысли - способность конструировать с помощью образов наше будущее и прошедшее. Оно не только позволяет нам правильно принимать решения, но то и дело ввергает в самые неприятные ситуации из прошлого, терзает, бьет по нервам. Но если наша мысль вдруг будет лишена возможности строить модели, мы не должны уподобляться животным. Античный учитель стоицизма, давая урок своим ученикам, перепуганным ужасным штормом, указав на корабельную свинью, спокойно жующую корм, сказал: "Вот в такой невозмутимости должен всегда пребывать мудрец!". Да, спокойствие животного было вызвано его неспособностью умственно смоделировать кораблекрушение и гибель в пучине моря, в то время как от учеников требовалось умение контролировать действия собственного рассудка. От них требовалось умение мыслить!

Прежде чем говорить о самовоспитании, присмотримся повнимательнее к некоторым другим коварным способностям нашего ума.

Умение создавать абстракции повышает эффективность мышления. Например, восприятие информации о съедобности или несъедобности, опасности или безопасности чего бы то ни было способствовало нашему выживанию.

Но то же свойство опять-таки может привести к стрессу, за который прид`тся расплачиваться спокойствием и здоровьем. Правоверный магометанин может умереть с голоду, отказываясь съесть свиную отбивную. А человек, узнавший, что у него СПИД, движется к смерти много быстрее пребывающего в неведении. Постоянно думая о свойствах болезни, он ослабляет защитные силы организма, роет себе яму. Но не свойство ли мысли классифицировать приводит к трагической развязке. Нет, всему виной употребление мысли.

Равно как и любые предметы, инструменты, наша мысль может правильно и неправильно служить нам; именно неправильное употребление порождает стресс и болезнь.

Научиться мыслить - это нечто большее, чем начать высказывать суждения и силлогизмы и выполнять умственные операции по учебникам логики. Правильно мыслить - значит уместно применять силу мысли. Образованный читатель может возмутиться, оскорбившись недооценкой его способность мышления. "Я обучался мышлению, - скажет он, - Я решал задачи, делал расчёты, постигал законы природы и общества. Неужели этого недостаточно и ещё требуется какая-то особая школа мысли, чтобы быть здоровым?"

Образованный читатель прав в одном: он действительно обучался мышлению о предмете, который находился вне его, - мышлению о внешнем. А обучался ли он мышлению о внутреннем? Как осмыслить обиду, страх, стыд, неудачу, зависть, гордость или, например, чувство вины, чтобы не навредить себе и близким? Вот именно этому внутреннему мышлению, которое на языке психологии именуется рефлексией, он не обучался. И его рефлексия складывалась стихийно.

Мышлению о внешнем мы обучались в школе, и, когда мы делали ошибки, учитель всегда обращал наше внимание на них, и постепенно у нас выработалось правильное мышление. Но мышление о внутреннем не подвержено внешнему социальному контролю, оно всегда было уделом самого человека.

Ошибки во внешнем мышлении немедленно обнаруживаются в результатах, в плодах дела.

Неудачи убедительно доказывают нам неправильность мысли, и мы ищем ошибку. Мышление же о внутреннем не может быть контролируемо другими людьми, оно стихийно, хотя в сокровищах культуры есть и давно уже выработаны приёмы, снижающие патогенность мышления. Например, наиболее эффективной умственной операцией, снимающей напряжение и боль обиды, является акт внутреннего прощения. Следующим актом является принятие обидчика как существа, "которое не обязано не обижать меня". Другой человек - это объективная реальность.

Такое осознание является необходимым условием прекращения обиды. "Если тебя лягнул осёл, - сказал учитель мудрости, - ты же не будешь на него обижаться!" Точно так же давайте не будем обижаться на того, кто совершил действия, которые можно квалифицировать как обиду или оскорбление. Точно так же умеющий мыслить о внутреннем не обижается на погоду, на проклятый транспорт и т. д.

Человек при желании сам, методом проб и ошибок, может "зарубить себе на носу", то есть усвоить, приёмы мышления, снижающие или нейтрализующие стресс. Однако не лучше ли воспользоваться достижениями культуры в преодолении патогенности мышления?

Умение прощать обидчика существовало задолго до принятия христианства, искусством прощать врагов и превращать их в друзей владели мудрецы, мыслители и даже политики глубокой древности. Феномен мышления Юлия Цезаря поразил Плутарха, который секрет успеха этого политика видел не столько в его одарённости, сколько в новом для Рима того времени мышлении, в основе которого лежало умение прощать врагов, превращая их в своих друзей. Кстати, за умением Юлия Цезаря, несомненно, стояло истинное великодушие, способность верно расценить человеческую слабость, а не вести хитрую игру, иначе успех был бы просто невозможен...

Со времени Платона психология исходит из довольно резкого и противоречивого разделения трёх сторон психической жизни: разума, эмоций и воли. Считается, что мышление само по себе лишено эмоций. Говорят о холодном мышлении и горячих чувствах. Но в последнее время наука начинает стирать эти грани. Оказалось, что эмоции сами являются только следствием умственных операций, которые протекают бессознательно и, увы, не контролируются нами. Обосновывается только результат, он переживается как эмоция! Нам кажется, что эмоции возникают сами и мы не властны над ними. Это не так!

Эмоции являются продуктом мышления, которое протекает автоматически, как говорит Глассер, "в телеграфном стиле". А то, что привычно, почти не осознается!

В результате чего возникает эмоция зависти или гордости? Ученики, обучающиеся правильному мышлению, на этот вопрос, подумав, ответили: "Из сравнения". Далее, разобрав несколько ситуаций, без труда нашли, что из сравнения самого себя с другими по какому-то признаку, способности, черте характера или внешности действительно может возникнуть зависть.

Если не будет сравнения, не будет и зависти! Кажется, слишком просто: откажись от сравнения - и ты одолеешь преграду, отделяющую от счастья. Но не так всё просто. Дело в том, что существует привычка к сравнению. Ведь любой акт познания и овладения окружающим нас миром предусматривает эту умственную операцию. Из сравнения возникает познание. Поэтому, когда мы сравниваем внешнее, а не себя, то всегда имеем выигрыш.

Но привычка к сравнению также поддерживается и нашим тщеславием: мы любим узреть, что у меня что-то там лучше, чем у другого... Мы невольно укореняем вредную привычку сравнивать себя с другими. Если к этому добавить то, что ещё в детстве родители всегда нас сравнивали и в зависимости от этого порицали или хвалили, то нетрудно понять, что эта привычка достаточно прочно укоренилась. Но ведь эта же привычка порождает зависть и комплекс неполноценности.

Что зависть - плохое и мерзкое чувство разъединяющее людей, показывающее наш облик с худшей стороны, мы стараемся не обнаруживать вовне это чувство. Но от этого оно не исчезает, а продолжает жить, выедая наши внутренности. Однако сможем ли мы искренне сами перед собой отказаться от сравнения с другими? Ведь тогда мы разом лишимся и удовольствия переживать гордость: "Я лучше кого-то...".

Когда мы делаем объектом внутреннего рассмотрения собственную зависть, то есть отделяем её от себя, она постепенно теряет свою силу. Но если ещё вдобавок могу сделать объектом внутреннего рассмотрения и свои мысли, в результате которых возникает эмоция зависти, то тут уж с нею можно полностью справиться. Однако этому нужно учиться. Равно как учиться завидовать, обижаться, стыдиться...

Образованный читатель, знающий психологию, может возразить: "Но ведь есть и "белая" зависть, которая является стимулом к совершенствованию. Если устранить её, то мы лишимся одной из движущих сил прогресса!. Действительно, на начальных этапах становления личности сравнение необходимо.

Так человек вырабатывает ориентиры самопознания. Однако с момента, когда личность сформировалась, обрела достоинство и самосознание, она не нуждается в примитивных способах стимулирования своей активности. Так ракета отбрасывает отработанную первую ступень...

Но довольно говорить о зависти. Эта эмоция взята лишь как иллюстрация того, какова вообще роль мышления в становлении эмоций. Вернёмся к главной теме разговора.

Подобно тому как человек, правильно размышляя о внешнем, овладевает силами природы, точно так же он, постигая основы саногенного, то есть верного мышления о внутреннем, становится в состоянии овладеть своими внутренними психическими силами, сконцентрировать их на главном. Если вы не обижаетесь, если вас невозможно оскорбить и не пугает предполагаемая неудача, вы станете на голову выше, а ваше здоровье подскочит до уровня абсолютного...

Назад к оглавлению


загрузка...